Дворец носит имя графа Вацлава Войтеха Штернберга, по заказу которого он был построен. Штернбергский дворец является частью Национальной галереи в Праге, где экспонируется европейское искусство с древнейших времён до конца эпохи барокко.
Штернбергский дворец (Šternberský palác) - выдающийся образец здания в стиле барокко. Он строился с 1697 по 1708 год сначала по проекту Д. Мартинелли, а затем Д.Б.Аллипранди. В 1811 году Общество отечественных друзей искусства выкупает дворец у Леопольда Штернберга для создания галереи. Дворец несколько раз менял владельцев, пока, наконец, в 1946 году его получила Национальная галерея. Это трёхэтажное здание с квадратным двором посередине и небольшим садом, куда выходит главный фасад. Интерьеры богато украшены лепниной и росписями.
В начале экспозиции можно увидеть предметы искусства из Древней Греции и Рима. В музее представлена богатая коллекция итальянских мастеров 14-16 веков. Среди них тосканские мастера Б.Дадди и Л.Монако. Особую ценность представляют шедевры флорентийского маньеризма (А.Бронзино, А.Аллори и др.). Впечатляет коллекция старинной голландской живописи, где доминирует алтарь Яна Гроссарта. Большой интерес вызывает коллекция итальянских, испанских, французских и голландских мастеров XVI-XVIII веков. Это полотна Тинторетто, Эль Греко, Гойи, Рубенса, ван Дейка. Особое внимание стоит обратить на работы Рембрандта и Хальса. Жемчужиной коллекции является картина Яна Брейгеля Старшего "Сенокос" из серии пейзажей под названием "Месяцы". В залах немецкого и австрийского искусства можно увидеть полотна Лукаса Кранаха Старшего и Ганса Бальдунга Грина. Самое известное полотно этой коллекции - "Праздник четок" (или "Праздник розовых гирлянд") Альбрехта Дюрера. Картина появилась в Праге благодаря императору Рудольфу II.
Практическая информация
Стоимость билетов:
для взрослых - 150 CZK
со скидкой (для детей от 6 до 15 лет и пенсионеров от 65 лет) - 80 CZK
семейный билет - 200 CZK
Больше о билетах и скидках: http://www.ngprague.cz/pro-navstevniky
Фотографировать разрешается без применения вспышки и штатива. Видеосъёмка запрещена.
Музей открыт с 10:00 до 18:00, выходной день - понедельник.
Адрес: Hradčanské náměstí 15, 118 00 Praha 1
Сайт: http://www.ngprague.cz/objekt-detail/sternbersky-palac/
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Телефон: +420 233 090 570
Как добраться: От метро "Малостранска" (Malostranská) на трамвае № 22 в сторону Пражского Града, остановка Pražský hrad. Через Пражский Град выйти на Градчанскую площадь.
Джованни Пьетро Риззоли. Св. Мария Магдалина.
Аньоло Бронзино. Козимо I ди Медичи.
Аньоло Бронзино. Элеонора Толедская.
Этот портрет является визитной карточкой Пражской Национальной галереи. Его можно увидеть на плакатах, приглашающих в музей или рекламирующих его. Кто же эта надменная красавица, так мастерски изображённая на портрете?
Как сообщает Википедия, "Элеонора — вторая дочь вице-короля Неаполя, маркиза Вильяфранка-дель-Бьерсо дона Педро Альвареса де Толедо, сына второго герцога Альбы и Марии Осорио-Пиментел (1498, Мадрид — октябрь 1539, Неаполь), кастильской дворянки, второй маркизы Вильяфранка-дель-Бьерсо по рождению. Печально известный в истории Нидерландов герцог Альба приходился Элеоноре двоюродным братом. В 1539 году в возрасте 17 лет она вышла замуж за Козимо I Медичи."
Вот здесь-то и начинается её жизнь во Флоренции, запечатлённая на многочисленных портретах, автором которых стал выдающийся маньерист Аньоло Бронзино. Высокородная Элеонора помогла семейству Медичи встать в один ряд с другими европейскими правителями. Благодаря ей у Козимо І появилась устойчивая связь с Испанией. Элеонора помогала художникам, что оживляло культурную жизнь двора. С её появлением во Флоренцию пришли иезуиты, которые возвели в городе много храмов.
Элеонора стала матерью одиннадцати детей. Пятеро сыновей, достигшие совершеннолетия, обеспечили продолжение рода Медичи. Двое из них — Франческо и Фердинандо — правили как герцоги Тосканы. Дочь Франческо Мария стала королевой Франции, выйдя замуж за Генриха IV.
На портрете из Национальной галереи Элеоноре Толедской 23 года. Мы видим высокородную, уверенную в себе молодую даму. Этот портрет мне нравится гораздо больше, чем парадный портрет из галереи Уффици. В первом случае художник уделил больше внимания лицу модели, а во втором случае — парадному платью.
Аньоло Бронзно стал придворным художником Медичи в 1533 году, получив хорошее образование и поработав у герцога Урбинского. Его портреты отличались замкнутостью образов и бесстрастной точностью деталей. Бронзино, как и любой придворный художник, писал декорации к праздникам, портреты членов семьи Медичи. Но он также является автором алтарных образов для флорентийских храмов, картин на религиозные и мифологические сюжеты, эскизов для шпалерных мастерских. Для Элеоноры Толедской Бронзино расписал часовню в Палаццо Веккьо.
Дирк Боутс. Оплакивание Христа.
Альбрехт Дюрер. "Праздник венков из роз" или "Праздник чёток" (нем. Rosenkranzfest).
Это алтарное полотно — настоящее сокровище пражской Национальной галереи — было выкуплено в Италии по заказу императора Рудольфа II. Картина благополучно пережила период Тридцатилетней войны, когда рудольфинская галерея была разграблена шведами. Она осталась в Праге после того, как оставшаяся часть коллекции была вывезена Габсбургами в Вену. В 2006 году в Праге торжественно отметили 500-летие этой работы большой выставкой работ Альбрехта Дюрера и его современников.
Дюрер писал "Праздник венков из роз" во время второй поездки в Венецию. В то время он был признанным мастером рисунка и гравюры. Эта работа показывает высокое мастерство Дюрера-живописца. Алтарную картину заказали немецкие купцы, проживающие в Венеции, для своей церкви Сан Бартоломео. Сюжетом картины является раздача венков из роз (традиция праздника Св. Розария).
В центре полотна — Дева Мария с Иисусом. Она возлагает венок из роз императору Максимилиану I. Напротив императора Папа Римский Юлий II. Ему собирается возложить венок из роз Младенец Иисус. Слева от Мадонны Св. Доминик, основатель Доминиканского ордена и братства чёток. Он раздаёт венки членам братства, заказавшим картину. Справа ему помогает маленький ангел, предварительно надев венки на руку. Там же в золотистых одеждах стоит сам Альбрехт Дюрер. В его руках белый лист со знакомой монограммой AD, написанный особым способом и всегда узнаваемой. Её мы встречаем на всех гравюрах и картинах мастера. Подпись гласит: "Сделал за пять месяцев. Альбрехт Дюрер, немец. 1506 г."
Герои картины изображены на фоне изумительного итальянского пейзажа в яркий солнечный день. Полотно исключительно гармонично по своей композиции. Произведения, созданные мастером во время и после венецианской поездки — единственные работы, близкие к образцам итальянского Ренессанса. Отсюда необычная мягкость живописной манеры, богатство нюансов цвета, впечатление воздушности среды.